Труженики СЕВЕРА Ми-8
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22014-02-04 14:55:50
Воспоминания Михаила Любицкого
10:44
Как то летом 77 года встречаю в аэропорту в Сургуте своего однокашника по училищу Сашу Попова.Мы с ним были курсантами в эскадрилье Калинина В И,только назначение он получил в Баку.В Сургут прилетел в командировку.Вижу на лице и руках следы от ожогов.Спрашиваю что случилось?Рассказывает.Помнишь катастрофу МИ-8 в Нефтеюганске.Так я там был вторым пилотом.Мы выполняли рейс на Сургут,на борту было около 15 пассажиров,взлетали с полосы,почти напротив аэровокзала.На высоте метров 15 открывается дверь пилотской кабины ,женщина с ребёнком на руках говорит ,у вас с потолка керосин льётся прямо на моего старшего сына.И тут же взрыв и полная кабина дыма.Не видно приборной доски,нечем дышать.Сбрасываю правый блистер и высовываю голову ,чтобы увидеть землю.Пытаюсь убрать левый крен .Командир уменьшает шаг,падаем и опрокидывемся на левый борт.Вертолёт крутится,летят осколки лопастей,всё в огне.Выскакиваем через правый блистер,оборачиваюсь ,вижу в кабине женщину с ребёнком.Руками выламываю переднее стекло и вытаскиваю её.Следом пытается вылезти мужчина(её муж),но мне пламя бьёт в лицо и я отскакиваю.Так он там и остался.Погибли все пассажиры,одного убила пожарная машина,он выскочил через разбитые створки грузового люка.Я пол года пролежал в больнице,и вот восстановился и летаю уже командиром.
10:53
Расскажу как я начал работать в Сургкте вторым пилотом вертолёта МИ-4.Прилетел в Сургут 25 июля 1972 года,как раз когда Сургут из села стал городом.В том году открылся новый аэропорт,построили его на удалении километров 10 на север за Чёрной речкой.Явился к начальству,командиром 121 лётного отряда в то время был Русско Е П,замом Прохоренко ВВ,командиром эскадрильи МИ-4 Чуб Н.С.Прилетел на 2 недели раньше,не догуляв отпуск после окончания училища.Дали комнату в общежитии,на работу езжу каждый день,просиживаю время в эскадрилье,никому нет до меня дела ,вторые пилоты не нужны.Прошло 2 недели ,появляются ещё молодые пилоты ,ко мне в комнату подселяют Васю Кучерука,мы вместе учились с 1 курса,только в разных классных отделениях.Причём я заканчивал старшиной эскадрильи у Калинина ,а Вася старшиной эскадрильи у Ефремова.Мельничук ,замполит училища ,его родной дядя.А в Сургуте зам нач Сугутгазстроя Лычов , тоже родной дядя.10 августа меня и Васю отправляют на 2 недели на сенокос в село Покур и забывают о нашем существовании.Прошёл месяц,наступили холода ,мы продолжаем косить сено.На сенокос я прилетел с весом 72 килограмма,через месяц осталось 60 килограмм.Решили мы с Васей вернуться в Сургут самостоятельно.Ушли 11 сентября в Покур на пристань,сели на Ракету и уплыли в Сургут.Являемся в эскадрилью ,а нам говорят ,а мы завтра собрались вас забирать.Давайте. с утра проверимс технику пилотирования и работайте.Меня назначили вторым пилотом к Володе Машталиру(1945 года рождения,выпускника 65 года).И начал я работать.Полетал с ним 2 месяца,научился оформлять бумаги и тут появляются опять вторые пилоты,сентябрьский выпуск двухгодичников.К нам в комнату подселяют Сашу Точилова . В каждый экипаж,добавляют по одному ,по два вторых пилота.Какой уж тут налёт часов.Машталир говорит ,Миша ,я тебя научил оформлять документы,теперь ты их учи.Мне даже кличку дали,командир звена вторых пилотов.Для переучивания на вертолёт МИ-8 ,необходимо было иметь 1000 часов налёта ина МИ-4.Вася с 1 января улетает в Кременчуг(при таком -то родственнике)и с мая летает на МИ-8.А я до октября с трудом налётываю только 600 часов на МИ-4 ,и уговаривю начальство отправить меня на переучивание на свой страх и риск.Прилетаю ,не берут ,налёта не хватает.Тёщина подруга работала главным бухгалтером КЛУГА,Загорулько Галина Фёдоровна.Взяли!3 месяца теории.С 1 января полёты в Глобино.Там очередь пилотов на год.Опять вмешивается Галина Фёдоровна,меня берут.В понедельник начал вывозную программу ,пилот инструктор Зубков,бывший военный лётчик ,подполковник запаса.В среду вылетаю самостоятельно,в четверг сдаю экзамен по технике пилотирования.И домой в Сургут.
10:56
Хочу рассказать как мы с Францем брали на подвеску нижнюю часть опоры ЛЭП.У опоры четыре лапы,каждая лапа - металлическая пластина с отверстиями для болтов крепления.когда вертолёт садится у опоры,то верхние лапы выше фюзеляжа.каждая лапа размером примерно 5о на 50 сантиметров.Стропальщик цепляет стропы паука(приспособление для крепления строп) к опоре,следит чтобы они равномерно натягивались и его тоже необходимо забрать в вертолёт.Зацепил ,бортмеханик Володя Радченко (в дальнейшем Рэд)стоит во входной двери и подаёт команды,Зависаем ,натягиваем стропы ,всё нормально Теперь снижаемся,забираем стропаля,ниже,ниже ,левее,левее,на этой высоте ещё левее ,беру стропаля,оп-па наделись на лапы(я выглядываю в грузовую кабину,верхние лапы вошли во внутрь кабины примерно на метр ,проломив в фюзеляже 2 здоровенных дыры)Теперь аккуратненько смещаемся на этой высоте вправо,выводим лапы из фюзеляжа,перехожу на люк,вверх,вверх ,берём груз,груз стропа нормально ,взлетаем.Привезли опору на место ,отцепили,сели рядом ,стропаль собрал стропы,выключаемся.Рэд говорит не расстраивайся Франц ,ремонт обойдётся нам в 4 пузыря,никто и не узнает.
11:00
Как мы с Францем забирали с буровой ёмкость для солярки.Прилетели,сели неподалёку .Ёмкость довольно высокая,рядом сесть нельзя.Стропаль забирает стропы ,идёт цеплять ёмкость.Зависаем над ёмкостью,снижаемся,стропаль зацепляет троса за вертлюг.Теперь надо забрать стропаля.Рэд командует :Ниже,ниже.Франц мне :Миша ,смотри за ёмкостью! Я смотрю.Рэд:Ещё ниже.Я:Легли на ёмкость.Рэд:Забрал,зависаем .Взлетаем,отвозим груз,сбрасываем троса ,приземляемся.,выходим.Под моим сиденьем огромная вмятина в фюзеляже,отломан правый ПВД,болтается на проводах.Рэд :Да ладно,пара бутылок всё будет как новое!
11:09
Ёщё случай.Берём с буровой на подвеску обсадную трубу,чтобы отвезти её на новую буровую.Обсадная труба весом до 2,5 тонн,длиной 20 метров ,диаметром около метра.Садимся рядом,стропаль зацепляет её ,поднимается в кабину.Жарко.Зависаем ,поднимаем трубу,ждём пока она развернётся поперек.Потому что если она будет вдоль полёта,в начале разгона скорости при переходе на косую обдувку ,вертолёт даёт просадку,передний конец трубы цеплят землю,задний бьёт по вертолёту и катастрофа.Вертолёт висит метрах на 15 -ти,труба в метре от земли.Рэд командует,груз ,троса нормально,поехали.Начинаем разгон.Впереди лесок ,машина вверх не идёт,перегрузка ,обороты винта 89 процентов,вместо 97.Рэд кричит бросай,я дублирую,Франц бросай.Франц - кнопка не срабатывает!Труба идёт по деревьям,деревья падают,скорость нарастает,уходим.Привозим трубу на буровую ,ложим трубу,садимся рядом.Рэд выходит ,вручную открывает замок и говорит-обрыв шнура.
Класс!
ответить